Спайк и Баффи. Легендарный вампир и не менее легендарная истребительница. Враги, союз которых спасет мир. Спаффи - это удивительная история борьбы, веры, страсти и, конечно же, любви. Любви, которая существует вопреки всему. Подробнее
Авторизация | Регистрация | Восстановление пароля
|
Главная страница » Разное » Душа в Ведонверсе
По мотивам дискуссии, в которой было высказано следующее мнение: "У Ведона это оговаривается четко: душа умирает, ее место занимает демон. Чужая личность. Не пустота там остается после ухода души. А совершенно другое существо."
И захотелось мне разобраться, что же такое человек, вампир и вампир с душой человека. Как всегда, не стесняйтесь высказывать свои критические замечания и предлагать новые теории. По мотивам дискуссии, в которой было высказано следующее мнение: "У Ведона это оговаривается четко: душа умирает, ее место занимает демон. Чужая личность. Не пустота там остается после ухода души. А совершенно другое существо."
И захотелось мне разобраться, что же такое человек, вампир и вампир с душой человека. Как всегда, не стесняйтесь высказывать свои критические замечания и предлагать новые теории. Итак. Что же такое вампир? Процедура появления на свет такова. Вампир выпивает кровь человека, фактически при этом убивая его и поит его своей кровью. Какое-то время тело абсолютно мертво. Душа в момент смерти его покидает. Но спустя день-два (?) тело оживает, уже превратившись в вампира. Что происходит в этот день-два? Инфекция попавшая с кровью инфицирует организм и преобразует его или же эти сутки необходимы для вселения некой демонической личности. Первое кажется мне более вероятным. Для происходящих метаморфоз время необходимо. Но зачем нужно столько времени демону чтобы вселиться в покинутое тело? И что именно это означает? Личность демона вселяется откуда-то извне? Из какого-то измерения бестелесых демонов? На этот счет в сериале никаких ответов нет. Почему я все же склоняюсь к мысли, что вампиризм более походит на некий вирус. Да он привносит изменения в тело – бессмертие, повышенную регенерацию, силу и выносливость. Но какие основания считать, что у вируса есть личность? Есть свои собственные потребности, вкусы и желания? Есть точка зрения, авторство которой приписывается Ведону. «Демон занимает тело и память того, кого убивает». Не уверена, откуда она пошла. Может это говорится где-то в дополнительных материалах? Потому что в сериале эту точку зрения озвучивает только Джайлз – и это официальная позиция Совета Наблюдателей. Что сподвигло их ее придерживаться не объясняется. Было ли это итогом многолетних исследований - вряд ли. Изучить вампиров они еще могли, но изучение личностей тех людей, кем они были раньше – организовать уже труднее. Возможно, такая позиция была выработана намеренно – для облегчения задачи истребительницы. Истреблять имея установку, что перед тобой только оболочка человека несомненно легче. Несколько раз в сериале так же говориться, что вампиры гибриды демонов и людей. В 7-ом сезоне нам даже показывают этих прото-вампиров. И это не демоны от которых они произошли, это результат самого первого скрещивания. Вирус, полученный напрямую от демонов явно обладает большей вирулентностью, потому как насколько мы видим, от человека не остается почти ничего. Такое впечатление, что погибают все высшие функции мозга. В том числе и способность к речи. В человеческом обществе есть пример подобной врожденной аномалии – идиотия. Идиоты сохраняют только самые примитивные потребности – т.н. витальные – потребность во сне, еде, сексе. При этом у них обнаруживается очень высокий уровень агрессии. Турок-Хан своего рода вампирский идиот, побочный результат межвидового скрещивания. Дальнейшее пополнение вампирских рядов происходило исключительно за счет людей. Со временем вирулентность вируса видимо ослабла и перестала оказывать столь губительное воздействие на обращаемого человека. Уже Мастер сохраняет внешние признаки древних вампиров и высшие мозговые функции человека, тело которого подверглось вампиризации. Его потомки выглядят людьми полностью, вампиризируясь по желанию или в результате сильного эмоционального переживания, например занимаясь сексом, испытывая боль или ярость. Так была ли личность демона изначально? Или все же отсутствие души обнажает личность самого человека, показывает его собственное истинное Я. Если обратиться к теории личности Фрейда, то можно увидеть, что отдельно существующая и привнесенная извне демоническая личность не является единственной причиной глубоких изменений сущности человека после обращения. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности — «Оно», которая фактически является энергетической основой личности. «Оно» - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. Вторая структура личности — «Я» по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем осознать осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объем «Я». Третья структура личности — «Сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. «Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом «Я» становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «Сверх-Я». И здесь если соотнести душу со «Сверх-Я», а затем изъять ее из личности обращенного человека, мы и получаем собственно вампира без всяких демонических примесей. Причем именно структура «Я» делает вампиров различными. У Лиама еще при жизни «Оно» значительно расширилось в область «Я», вернее сказать не сузилось с возрастом. Поэтому и при превращении его глубинные инстинкты, тщательно подавляемые при жизни почти полностью стерли границу между ним и окружающим миром. Не осталось ничего более важного и значимого кроме удовлетворения собственных нужд. У Уильяма самоидентификация себя прошла более успешно. Его структура «Я» уже включала в себя значительную часть окружающего мира. Он способен к сосредоточению не только на себе, но и на других людях. Это проявилось в его способности заботиться о материи и потребности любить, а не только потребности быть любимым. И несколько фактов из сериала для аргументации данной точки зрения. В серии «Ангела» Carpe Noctem Ангел меняется телами с Маркусом. Никаких изменений в личностях обоих не происходит. Они остаются сами собой. А ведь Маркус вселяется в одно тело с демоном. Однако даже не осознает поначалу, что он вампир. Только во время попытки заняться сексом с Лайлой неожиданно вампиризируется под воздействием проснувшегося голода. Но как мы уже видели, витальная потребность еще не есть независимая и отдельная личность. Аналогичная история происходит с Ангелом в Spin the Bottle – он теряет память и возвращается в воспоминаниях к 17 возрасту. Фактически мы наблюдаем Лиама. Вампиром он тогда естественно не был, поэтому до него доходит не сразу что он чем-то отличается от других. Но сделав это открытие он довольно быстро адаптируется к новой сущности и даже не прочь пообедать девушками. И ведь душа-то на месте. Но морально-нравственные нормы семнадцатилетнего Лиама оставляют желать лучшего. Пример следующий. Tabula Rasa. Память теряет Спайк. И вампирскую и человеческую. Казалось бы вот раздолье демону – тут бы ему и проявиться во всей красе. Нет души, нет воспоминаний о человеческой жизни. Но никуда не делись основные личностные характеристики. Спайк, обнаружив, что он вампир - с разбега решает, что он хороший вампир. Покусать ему совершенно никого не хочется. Напротив он испытывает симпатию к Баффи и готов ей помогать и защищать. Теми же мотивами он руководствуется и при обращении. Первая мысль – позаботиться о матери. В Destiny между Ангелом и Спайком происходит интересный диалог: С: Потому что каждый раз, как ты на меня смотришь, ты видишь все те грязные маленькие делишки, которые я сделал, все жизни, которые я забрал, из-за тебя! Друсцилла обратила меня, но ты сделал из меня монстра. А: Не я сделал тебя, Спайк. Я просто открыл дверь и позволил настоящему тебе выйти. Иными словами Ангел считает, что все, что совершил Спайк, было изначально заложено в нем самом. И нет тогда никакого демона Ангелуса, который только использует воспоминания Лиама, а есть его собственная личность. Вот что по этому вопросу изложено на известном сайте www.atpobtvs.com. Сайт очень удобен для использования в качестве справочника и не очень из-за обилия перекрестных ссылок. На нем изложены факты из сериала с примерами трактовки их поклонниками и иногда озвучена точка зрения создателей шоу. По поводу происхождения вампиров там предложены две теории. Первая оригинальная – точка зрения на нее озвучена в самом сериале. Вампиры суть человеческие тела, охваченные духом демона. Человеческая душа покинула их и отлетела в эфир, полностью замененная демоном, который часто ходит, говорит и действует как человеческая душа, но ею не является. Иными словами под душой понимается весь человек – его индивидуальность, совесть и т.п. Дэвид Фьюри назвал это «призраком человека, которым он однажды были» – фактически демон, но с некоторыми особенностями людей, которыми они обладают. Но не все так просто в Баффиверсе. Само существование альтернативной теории показывает насколько теория оригинальная недостаточна для объяснения всех фактов. По альтернативной теории человеческие тела преобразованы физиологией демона. Человеческая душа также ушла в эфир, оставив индивидуальность оригинального человека, необузданную совестью и ведомой жаждой крови. Джосс по этому поводу определения души и отличия одушевленного Ангела от бездушного Спайка, сказал: «Неодушевленные существа могут творить добро, а одушевленные могут творить зло, но без душ они инстинктивно тянутся ко злу, в то время как те, кто с душами имеют инстинктивное желание творить добро». Из этих двух теорий вытекают два вывода, каждый из которых имеет свои аргументы. 1. Зло присутствующее в вампире непосредственно не связано с индивидуальностью прежнего хозяина. Сохраняются воспоминания о этой индивидуальности, но все действия и реакции вампира сформированы демоном. В качестве примеров приведены: Друзилла, Вамп-Уиллоу и Хармони. 2. Индивидуальность вампиров связана с прежней индивидуальностью человека. Несмотря на первоначальную декларацию в сериале обратного позже появляются доказывающие этот вывод факты. (Ангел в Dopplegangland). На этом пересказ пересказ близкий к тексту заканчивается. Итак. Понятно что оригинальная теория была сформулирована для единственного одушевленного вампира. Ангел и Ангелус изначально заявлялись, как две отдельные личности, не имеющие ничего общего друг с другом. Но затем появляется Спайк, бездушый вампир способный к привязанностям, заботе, любви и даже самопожертвованию. Вампир не испытывающий инстинктивной тяги ко злу (Tabula Rasa). Более того, являясь бездушным и злым он становиться на путь искупления, что в рамки первой теории уложиться не может никак. Есть еще один факт, не подходящий под первую теорию. Вольфрам и Харт возродили Дарлу человеком. Но ее личность совершенно не изменилась, кроме того, она полностью идентифицировала и помнила себя вампира. А ведь ее душа (человеческая индивидуальность) никогда не встречалась с ее демоном. Далее. Непонятно почему вамп-Уиллоу служит примером первой теории, если она фактически подтверждает именно вторую. Во-первых нетрадиционная ориентация. Демон никак не мог помнить это из прежней первосезонной индивидуальности Уиллоу, а значит в какой-то степени индивидуальность у вампира сохраняется. Во-вторых в 6-ом сезоне Дарк-Уиллоу не теряя души и не подвергаясь влиянию демона очень напомнит Уиллоу вампира. Она пытает Уоррена, а перед тем как содрать с него кожу произносить коронное «Bored now». И несколько цитат на тему: Когда ты становишься вампиром, демон берет твое тело, но не получает душу. Она уходит. Никакой совести, никакого раскаяния… это легкий способ жить. Ангел в Lie to Me. Во мне был демон, двести лет ждущий хорошей борьбы. Ангел в The Darк Age. Превращение в вампира является глубоким и сильным опытом. Я мог чувствовать, что новая сила наполняет меня. Умерев, я впервые почувствовал себя живым. Меня не касались общественные правила. Я решил сделать свои собственные. Спайк в Fool for Love. Если уж под первую теорию нельзя подогнать всех вампиров, значит другие минимум имеют право на существование. И вторая мне кажется намного логичнее. Смотрите также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Информация Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации. |
Спаффи.орг существует с 03.12.2008. За все это время у сайта было много разных этапов развития, в том числе периоды активного роста и высокой посещаемости.
Однако со спадом инте- реса к пейрингу и сериалу, активность посетителей также пошла на убыль.
В связи с этим было принято решение перевести сайт в состояние периоди- чески обновляемого архива. Подробнее
в процессе разработки...
|